Духовно-нравственная сущность связи поколений

5 октября 2017 г. В государственном учреждении образования «Средняя школа № 9 г. Светлогорска», в рамках реализации инновационного проекта «Духовно-нравственное воспитание школьников на православных традициях белорусского народа», по инициативе почетного гражданина Светлогорска Изяслава Котлярова, состоялась встреча-диалог «Духовно-нравственная сущность связи поколений». Инновационный проект осуществляется в учреждении образования с 2007 года, а с 2011 года учреждению присвоен статус республиканской инновационной площадки.

На встречу были приглашены почетные гости: настоятель храма-памятника Всех Святых в г. Минске протоиерей Федор Повный, благочинный Светлогорского округа, настоятель храма Преображения Господня г. Светлогорска протоиерей Александр Кисель, почетный гражданин Светлогорска Изяслав Котляров с супругой – поэтессой Софьей Шах, начальник отдела образования, спорта и туризма Светлогорского райисполкома Ж.В. Черкас, педагоги, учащиеся, представители общественности.

В фойе школы, где была организована фотовыставка «Вехи православия», гостей мероприятия приветствовал образцовый концертный хор «Рамонкi» Светлогорской школы искусств. Затем встреча продолжилась в кабинете «Основы православной культуры», созданном в рамках инновационной деятельности.

Директор ГУО «Средняя школа № 9 г. Светлогорска» Вераксич Л.А. в своем выступлении представила основные направления деятельности учреждения образования по осуществлению проекта и подчеркнула важность и правильность работы в данном направлении.

Затем семинар-диалог продолжил настоятель храма-памятника Всех Святых в г. Минске протоиерей Федор Повный.

Совершив небольшой экскурс в историю, протоиерей Федор отметил, что тема, предложенная для встречи, как никогда важна и актуальна сегодня.

В своем выступлении священник поделился своими мыслями и размышлениями:

— Когда варвары завоевали Древний Рим, они совершенно не хотели его уничтожать. Они планировали пользоваться созданной чужими руками цивилизацией. И пока живы были носители этой цивилизации, варварские королевства являлись, в своем роде, продолжением административных форм римского государства. Но как только носители цивилизации отошли в небытие, тьма невежества опустилась над Западной Европой. Сначала исчезли литература, затем грамотность. За ненадобностью Римского Суда исчезло Римское Право. Прекратилась римская торговля, пришли в запустение дороги, деградировали ремесла. И, как итог, – пропали города.

Мы видим, что сила преемственности заключается в мировоззренческих ценностях и знаниях, которые передаются из поколения в поколение. Сущность преемственности лежит в духовной плоскости – в области религии, в отношении к смерти, в творчестве и науке. И только как следствие духовной жизни – в материальной культуре и системе управления.

 

Если внимательно наблюдать за историей, то будет видно, что любой масштабной катастрофе, гибели цивилизации предшествовала, прежде всего, нравственная деградация общества. Это закономерно, потому что, когда ослабевает дух человека, он начинает искать услад лишь в своих телесных желаниях и земных удовольствиях. Его душа прилипает к материальному, и все то, что мы называем подвигом, все то, что мы называем бескорыстным служением, самосовершенствованием, заботой о ближнем, для такой души становится абстракцией, нереальностью, непосильным трудом. И вот здесь следует помнить: долговечность традиции и существования народа зависит от его отношения с Богом. Ведь единственный, Кто вечен, Мудр и Всесилен – это Господь. Господь – Творец Вселенной и человека.

Скажите, какая общность людей сохранилась, пережив гибель Иерусалима, Рима, Византии, Османской Империи, Российской Империи, наблюдая зарождение Европейской цивилизации, многочисленные переделы нашей планеты? Это Вселенская Православная Церковь – и как собор всех верующих во Христа, и как институт управления. По-прежнему, слова молитвенных прошений, летящие с амвона, пробуждают в нас человечность. Они имеют не вопреки, а благодаря славянскому языку все ту же пламенную силу слов Самого Спасителя Иисуса Христа. До сих пор Евангелие – основа нашего мировоззрения. И вот эта основа остается самой великой Книгой Жизни и Сокровищницей Мудрости, фундаментом существования восточно-славянских народов.

Почему же Церковь жива? Сколько было гонений! Какие попытки физического уничтожения служителей Церкви и верующих! Почему же Церковь жива? Благодаря апостольской преемственности, которая передается в Таинстве Хиротонии – Рукоположения. Она переходит из рук в руки. И, всматриваясь вглубь тысячелетий, мы видим 12 апостолов, получивших благодать Святого Духа в пятидесятнице. Благодаря апостольской преемственности Главой Православной Церкви является Христос. Каждый епископ, священник через Таинство ставится учеником и апостолом Спасителя. В нем оживает и становится современным Христос.

Конечно, так называемые епископы есть и в протестантских церквях, и в раскольнических. И, если формально подойти, то, может быть, и от них можно протянуть цепочку рукоположений до апостолов. Но вопрос в другом: есть ли там эта благодать преемственности? Есть ли содержание? Или это только внешняя передача полномочий и знаний? Цельнокупность данных рассуждений еще раз доказывает, что преемственность без духовно-внутреннего наполнения и содержания – чистая формальность. Через Бога все, что связано с духовным миром, становится причастным вечности и получает способность возрождаться вновь и вновь в доброй индивидуальной и коррективной наследственности.

И здесь совсем не излишним будет напомнить всем нам, что преемственность подразумевает передачу лишь положительного, созидающего знания и опыта, предупредительных запретов. Чтобы понять это, спустимся с высоких духовных материй на личностный уровень: скажите, почему раньше было много искусных умельцев, ремесленников, художников, музыкантов. Потому, что сыновья обычно продолжали профессию отцов и перенимали мастерство не только на уровне профессиональных знаний, как современные студенты получают их в ВУЗах и техникумах, но копировали то неуловимое, что живет в мастере: движение за работой, профессиональную мудрость, взгляд на вещи. Мне однажды, когда я еще был студентом художественного ВУЗа, довелось присутствовать при написании иконы монахиней Иулианией в стенах Троице- Сергиевой лавры. Этот опыт написания образа до сих пор у меня перед глазами. Это бесценный опыт, который не даст никакая книга. Потому что знания, которыми мы владеем теоретически становятся глубже и серьезнее. Если говорить исторически, то в этих знаниях проявлялась не просто форма, а трепетное отношение к ней и понимание их значимости. Возникало забытое ныне слово «школа». Не в смысле учреждения образования, которых более десятка тысяч в нашей стране, но как система передачи и сохранения Знаний.

И вот если прерывается передача глубины Знания, теряется традиция, исчезает школа. Остаются лишь курсы и кружки по интересам, поверхностное знание, полузнание без глубины мысли и высоты полета духа. А если посмотреть шире, то становится понятным, что преемственность является хранителем национальной идентичности и включается в смысловой ряд, в котором находятся понятия Отечество и язык. Ведь Родина – гораздо больше чем просто территория. Это место, где прирос душой, где тебя принимают за своего. Потому что ты, действительно принял от предков их веру, взгляды на жизнь, бытовое поведение. На преемственности строится народная и историческая память.

В подтверждение моих размышлений, скажу несколько слов о храме-памятнике в честь Всех Святых в Минске, настоятелем которого я являюсь. Этот храм наглядно показывает, как связь с прошлым через души погибших за Отечество меняет сознание людей – и преклонных стариков, и детей, и молодежи. У них появляется причастность к прошлому, у них появляется гордость за подвиги своего народа. То, что получают люди в крипте храма-памятника на уровне ощущений, они несут в мир и передают другим. Почему так? Потому что преемственность исторической памяти – это важнейшая часть национального самосознания и патриотического чувства.

Преемственность невозможна без любви и самопожертвования. Ведь. Если я люблю Родину, то буду осознанно соблюдать традиции, добросовестно трудиться и поддерживать своих сограждан, помогать нуждающимся. Если я люблю семью, то буду думать и о Родине, и о будущем своего рода. И не только в материальном плане, но и в духовном. Это чувство к «отеческим гробам» и вносит то желание, сохранять традиции.

Еще одним духовным каналом преемственности, наряду с верой и народной памятью, является язык. Он, подобно библиотеке, хранит всю информацию, полученную народом за период своего существования, весь накопленный опыт. Ведь слова называют реальность вокруг нас. Слова отражают бытие. И чем глубже духовная жизнь, чем любопытнее наш ум, тем богаче и красивее наш язык. Язык – это зеркало народа. Поэтому так важно читать, а не прозябать у компьютера или телефона.

Содержание преемственности – это всегда положительный духовный опыт. Форма передачи преемственности – это вера, традиции, почитание предков и язык. А непрерывность преемственности обусловлена глубиной религиозного чувства, степенью близости человека к Богу. Каждый личный благой вклад человека в историю, в жизнь общества, каждый подвиг становится достоянием преемственности и делает сильнее нацию. Преемственность также предполагает исполнение 5-й заповеди: «Почитай родителей своих и будешь долголетен на земле, и благо тебе будет». Почитание старших, послушание – одно из условий передачи накопленного опыта. Поэтому преемственность не мыслится не просто без системы образования, но и воспитания. Преемственность питается чувством патриотизма, то есть любви к родной земле и соотечественникам, чувством милосердия. А это качества благородного и благодарного человека.

Протоиерей Федор Повный пожелал учащимся стремиться возрастать духовно, нравственно, умственно, быть самодисциплинированными и бодрыми.

– Вы – часть нашего народа, – сказал он. – Духовное возрастание необходимо для того, чтобы наш народ, и вы, как его юная поросль, процветал и имел шанс выжить, реагируя на бушующие вокруг нас экономические и политические неустройства, всего лишь как на плохую погоду.

В завершение своего выступления протоиерей Федор Повный вручил директору школы Л.А. Вераксич Евангелие, поблагодарил организаторов и участников мероприятия за приглашение, доверие и за возможность поделиться своими мыслями и размышлениями, пригласил образцовый концертный хор «Рамонкi» и их руководителя Регину Котвицкую на выступление в храм-памятник Всех Святых. В знак благодарности и уважения учащиеся школы преподнесли протоиерею Федору картину с изображением Храма Преображения Господня г. Светлогорска, созданную своими руками.

 

 

 

(35)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *